Бадминтон на уроке
Источник: Спорт в школе,
Автор: Репина Валентина
01.02.2005 (00:00)
Немного есть видов спорта, которые как игры – универсальны:
минимальный инвентарь, причем самый недорогой, любого размера и формы площадка,
крытое помещение или улица, время года особого значения не имеет, и самое
главное – для любого возраста. Именно такая игра – бадминтон, и даже
несоответствие каким-то игровым правилам никак не влияет на получаемые от игры
удовольствие и пользу, а может волновать разве что профессионалов.
...На свободную половину спортивного зала – пять пар
ракеток; при этом в игре можно задействовать десять человек, а можно и
двадцать, если по двое с каждой стороны играют одной ракеткой, передавая ее
партнеру после отбитого удара. Разнообразить игру несложно: смена партнеров без
остановки может происходить после пяти-десяти ударов: все на усмотрение
играющих. Можно и правила сделать более жесткими, расчертив площадку на узкие
ровные сектора, оговорив условие – не выходить за их границы. Если за игрой
каждой пары следит судья, то это уже 25 человек. Добавить пару комплектов
инвентаря – и весь класс будет в игре.
Разнообразить урок, не снизив интереса к нему, всегда
поможет эстафета. Но если эстафета, например, с футбольными или баскетбольными
мячами, скакалкой, обручем – занятие на уроке физкультуры привычное, то ракетку
и воланчик используют нечасто и, как правило, только в одном упражнении: в
движении подбрасывают ракеткой воланчик, стараясь его не уронить, до передачи
партнеру по команде. Можно предложить эстафету в парах. Например, в каждой
команде по 14 человек, т.е. семь пар; две ракетки (для каждой команды) будут
постоянно переходить от одной пары к другой. Первое упражнение: игроки
располагаются лицом друг к другу и при помощи ракетки перебрасывают воланчик,
первый при этом двигается спиной вперед. При обратном движении они
автоматически меняются местами. Второе упражнение: игроки, располагаясь лицом
друг к другу, выполняют то же самое, но двигаются вперед приставным шагом. Для
самых выносливых можно предложить параллельную «чеканку» в парах в полуприседе
(каждый своим воланчиком). При этом, если у кого-то из пары воланчик падает,
партнер обязан его подождать, чтобы продолжить упражнение вместе. Можно
пронести воланчик с закрытыми глазами, причем партнер должен будет страховать,
чтобы в случае потери воланчика быстро вернуть его на ракетку товарищу. На
каком-то этапе могут соревноваться «тройки». Например, третий участник с
обручем, подняв его на уровне головы и отведя одновременно на вытянутой руке в
сторону, занимает место между двумя своими партнерами с ракетками. Перебрасывая
друг другу воланчик сквозь обруч, команда должна очень точно выбрать ритм
движения, чтобы и друг другу при этом не мешать, и воланчик не уронить.
Пришкольная территория в плане размещения большого числа
игроков еще более удобна, особенно если есть асфальтированные или ровные
земляные «пятачки». Что касается времени года, то играть, например, зимой на
утоптанной площадке интереснее и полезнее (только бы ветер не мешал), чем
«наматывать» круги по стадиону без лыж, а потом распаренными оставаться на
улице до звонка.
Теперь самое время поставить задачу: как играть и для чего?
Прежде всего, так, чтобы каждая из сторон старалась продолжить игру без падения
воланчика. А это значит, что надо не только самому проявлять ловкость, хорошую
реакцию, но и стараться сделать игру интересной для соперника. Судьи после
окончания игры могут попытаться вместе с участниками ее проанализировать и
оценить. Игра может быть дана и как конкретное задание на отметку: например,
триста ударов по воланчику, не допустив его падения. Норматив определяется в
зависимости от физической подготовленности игроков. Несмотря на то, что
воланчик будет падать, а это обязательно произойдет, желание установить свой
личный рекорд будет держать в игре до звонка. А значит, 45 минут пролетят на
одном дыхании, обеспечив работу всем группам мышц (и это тоже характерно для
бадминтона). И если прошедший урок добавит кому-то знаний, опыта, а кому-то
просто уверенности в своих силах, для учителя это станет самым желаемым
результатом.
|